Программирование на С и С++ в NetBeans IDE


С и С++ NetBeans IDE
Среда разработки NetBeans обеспечивает программиста надёжными средствами для создания программ на низкоуровневых языках программирования, в частности на С.

Для того, чтобы приступить к программированию на С или С++ в NetBeans нужно установить особый плагин, также для NetBeans потребуются инструменты для компиляции программ, которые устанавливаются отдельно.

В рамках данной статьи в качестве необходимого инструментария рассмотрим использование комплекта компиляторов GCC, портированных под Windows, подробнее читайте в статье MinGW - бесплатный С и С++ компилятор для Windows.

После прочтения статьи и установки MinGW приступайте к настройке поддержки С и С++ в среде IDE.

Установка плагина С/С++

Запустим IDE и приступим к управлению плагинами, перейдём в главном меню "Сервис" -> "Плагины". В открывшемся диалоге переходим на вкладку "Доступные плагины" и жмём кнопку "Перезагрузить каталог".

Отметьте чекбокс "С/С++" и нажмите кнопку "Установить". Затем в новом диалоговом окне согласитесь с лицензионным соглашением, после чего плагин будет загружен и установлен.

После установки перезапустите IDE.

Настройка поддержки программирования на С и С++ в NetBeans

В главном меню пройдите по пункту "Сервис" -> "Настройки" и в появившемся диалоговом окне идите на вкладку С/С++.

Мы видим, что среда разработки автоматически просканировала и определила пути расположения всех ключевых инструментов, необходимых для компилирования программ.

В разделе "Tool Collection" выберите пункт "MinGW".

Обратите внимание на строку "Make Command", в данный момент NetBeans не поддерживает утилиту "mingw32-make.exe", поставляемую в папке "bin" в MinGW, поэтому будет использоваться утилита "make.exe", находящаяся в папке "C:\MinGW\msys\1.0\bin".

Жмём "ОК".

Если автоматического определения не произошло, укажите путь к MinGW вручную, для этого под списком "Tool Collection" нажмите кнопку "Добавить". Затем выберите директорию с установленным MinGW, а в ней папку "bin". В выпадающем списке "Tool Collection Family" укажите "MinGW" и нажмите "ОК".

Создание первого консольного С++ проекта в NetBeans




В главном меню перейдите по пункту "Файл" -> "Создать проект...". В представленном списке разделов раскройте папку "Примеры", нажав на плюс.

Кликните по подпапке "С/С++" и из доступных проектов выберите "Welcome" - это простая программа на С++, хороший пример для быстрого старта.

Нажмите "Далее".




На следующем диалоговом окне введите имя проекта и его расположение, после чего жмите "Завершить".



Рассмотрим логическую структуру проекта, как видим, мейкфайл "Makefile" сгенерирован автоматически, также есть зголовочный файл "welcome.h", который в данном случае не используется и один исходный файл "welcome.cc", который мы откроем для редактирования двойным щелчком.



Проанализируем исходный код - программа запускается, печатает приветственное сообщение, затем выводит все аргументы командной строки и заканчивается.
Кликнем правой кнопкой мыши на имени проекта и из контекстного меню выберем пункт "Свойства". В открывшемся диалоговом окне перейдём по пункту "Run" - это параметры запуска программы.

В первой строке есть выпадающий список конфигураций - Debug и Release варианты программы. Можно установить различные настройки для Debug и Release. Выберите Debug для начала.

Чем Debug отличается от Release?

Если вы скомпилировали Debug вариант, исполняемый файл будет содержать не только машинный код, но и информацию о положении соответствующих инструкций в исходном файле, эта информация может быть использована для отладки программы.

При компиляции Release исполняемый файл не содержит дополнительной информации, а только созданный компилятором машинный код. Когда вы протестируете свою программу и убедитесь, что она не содержит ошибок, создайте Release и приступайте к использованию.

Внимательно рассмотрим изображение ниже:

Первая строка в таблице называется "Arguments", в этой строке можно назначить аргументы командной строки для запуска программы из среды NetBeans, аргументы разделяются пробелом и каждый аргумент помещается в кавычки.

В строке "Console Type" из выпадающего списка выберите опцию "Output Window" для использования стандартного вывода на консоль.

Нажмите "ОК" для сохранения настроек.




Укажите конфигурацию Debug на панели инструментов.
Теперь приступим к компиляции проекта - кликните правой кнопкой мыши по проекту и из появившегося контекстного меню выберите "Build" или нажмите горячюю клавишу F11. Также можно нажать кнопку с изображением молотка на панели инструментов . В дальнейшем, когда вы решите полностью перекомпилировать программу, используйте пункт "Clean and Build" или кнопку , горячие клавиши Shift + F11.

На панели "Вывод" можно видеть вывод команд и сообщение об успешной компиляции проекта.

Теперь запустим проект, для этого кликнем правой кнопкой мыши по проекту и из контекстного меню выберем пункт "Run" или нажмём горячую клавишу F6. Можно воспользоваться панелью инструментов и нажать кнопку с изображением стрелки .

Посмотрим вывод программы на панели - выведено приветствие и все аргументы, переданные программе при запуске. Выше уже было описано, как передать аргументы из среды IDE.

Исполняемый файл программы можно найти в папке с проектом по пути "dist\Debug\MinGW-Windows". Если вы запустите программу, кликнув по исполняемому файлу, консольное окно мигнёт и погаснет и вы не успеете увидеть вывод, так как программа сразу же завершается.

Чтобы создать реагирующую программу, изменим её исходный код. Добавим пространство имён "std", это позволит использовать операторы без префикса "std::". Аргументы будем игнорировать, но добавим код, который будет принимать ввод с клавиатуры и выводить каждую введённую нами букву. Для выхода из программы нужно ввести символ "q".

Вот новый исходный файл welcome.zip. Постройте проект так же как и раньше.




Теперь можно запустить исполняемый файл и испытать программу.
Если дополнить полученные в данной статье знания и изучить работу с файлами, уже можно создать приложение, позволяющее вводить, сохранять и манипулировать текстовой информацией.

Успешных разработок!


В следующей статье снова поработаем с NetBeans и MinGW - создадим Windows программу на Win API.

Если вы любите Eclipse IDE, то вам надо прочитать вот эту статью: Программирование на С и С++ в Eclipse.

В категориях: