Добро пожаловать, Гость!
Вход  Регистрация

Создание eBook - электронной книги в формате PDF средствами OpenOffice

Рассмотрим процесс создания электронной книги или eBook в формате PDF с помощью офисного пакета OpenOffice.org. Полученный документ будет иметь интерактивное содержание и панель закладок, обеспечивающих удобную навигацию, а также возможность производить поиск по документу, распечатывать его, выделять и копировать текст.

Используя данный подход можно в кратчайшие сроки изготовить качественный электронный учебник или электронный документ с рекламными материалами и для этого совсем не нужно быть опытным пользователем OpenOffice.

PDF документ можно разместить в сети интернет, читать на экране компьютера с помощью своего любимого просмотрщика PDF или браузера.

В качестве примера создадим электронный справочник по свободному и бесплатному программному обеспечению для работы с PDF, в котором будет содержаться информация о программах, описанных на данном сайте.
Исходный документ: PDF-programs.odt
Результирующий PDF документ: PDF-programs.pdf

Подготовка документа:




Создайте новый документ OpenOffice Writer.
Установите курсор на первую страницу документа, выбирите в главном меню пункт "Формат" -> "Стили" или нажмите клавишу F11.
В появившемся диалоге кликните иконку "Стили страницы" (четвёртая кнопка слева вверху окна) и сделайте двойной щелчок по пункту "Первая страница", чтобы применить данный стиль к текущей странице.
Согласно настройкам OpenOffice по умолчанию, за страницей со стилем "Первая страница" будет следовать страница со стилем "Обычный", что нам и требуется для оформления первой страницы документа в стиле, отличающемся от остальных страниц.



Оформляем первую, титульную страницу документа. В нашем справочнике первая страница выглядит так.
Произведём "отбой" страницы - закончив заполнять титульную страницу нажимаем клавиши Ctrl и Enter одновремено.
Появляется вторая страница документа - на ней будет расположено содержание справочника. Вводим заголовок - "Содержание", центрируем его и жмём Enter.
Само содержание нет необходимости создавать вручную - его автоматически сгенерирует OpenOffice на основании структуры готового документа. Поэтому "отбиваем" страницу (Ctrl + Enter), переходим к третьей странице и заполняем справочник информацией.

Форматирование:

В данной статье не рассматриваются базовые приёмы работы с текстом, его форматирование, рассмотрим только вставку гиперссылки и добавление колонтитулов.

Вставка гиперссылки:




Установите курсор в том месте документа, где вы хотите расположить ссылку. Выбирите меню "Вставка" -> "Гиперссылка".
В появившемся диалоговом окне заполните поля "Адрес" и "Текст" примерно так, как это сделано на изображении.
Нажмите кнопку "Применить" и затем "Закрыть". Появившаяся гиперссылка будет привычного синего цвета с нижним подчёркиванием.

Добавление колонтитулов:

Перейдём в меню "Вставка" -> "Нижний колонтитул" и выберем пункт "Первая страница". Курсор установится в нижней части титульной страницы, введём необходимый текст.

Для остальных страниц автоматически установлен стиль "Обычный", все эти страницы будут иметь верхний и нижний колонтитул. Верхний колонтитул будет содержать нумерацию страниц.
Выбирите меню "Вставка" -> "Верхний колонтитул" -> "Обычный", курсор переместится в верхнюю часть первой страницы со стилем "Обычный", в нашем случае это вторая страница документа.
Далее меню "Вставка" -> "Поля" -> "Номер страницы" - нумерация будет произведена автоматически.

Создание нижних колонтитулов аналогично - меню "Вставка" -> "Нижний колонтитул" -> "Обычный" и вводим желаемый текст.




Кликните в любом колонтитуле правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбирите пункт "Редактировать стиль абзаца". В появившемся диалоговом окне можно настроить внешний вид колонтитула - цвет и размер шрифта, обрамление и отступы.

Структурирование:

Перейдём к самому ответственному этапу - структурированию документа.

Чтобы впоследствии сгенерировать содержание документа автоматически, необходимо правильно структурировать наш справочник, который состоит из двух разделов - "Программы для создания PDF" и "Программы для просмотра PDF" - это заголовки первого уровня, а также из подразделов - названий программ - это заголовки второго уровня.




Программы для создания PDF (Уровень 1)
- Scribus (Уровень 2)
- PDF Creator (Уровень 2)
- doPDF (Уровень 2)



Программы для просмотра PDF (Уровень 1)
- Evince (Уровень 2)
- PDF-XChange Viewer (Уровень 2)
- SumatraPDF (Уровень 2)
- Brava Reader (Уровень 2)



Выделите указателем заголовок первого уровня, так как на изображении, кликните правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбирите пункт "Абзац".



В диалоговом окне установите значение свойства "Уровень структуры" как "Уровень 1" и нажмите кнопку "ОК".

Такую операцию необходимо провести со всеми заголовками первого уровня.




Выделите указателем заголовок второго уровня, так как на изображении, кликните правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбирите пункт "Абзац".



В диалоговом окне установите значение свойства "Уровень структуры" как "Уровень 2" и нажмите кнопку "ОК".

Такую операцию необходимо провести со всеми заголовками второго уровня.

На второй странице документа выделите заголовок "Содержание" и определите его также заголовком с уровнем структуры "Уровень 1".



Результирующую структуру заголовков можно просмотреть нажав кнопку "Навигатор" на панели инструментов OpenOffice или воспользовавшись "горячей" клавишей F5.

Генерирование содержания:

Когда структура документа правильно определена, установите курсор в то место в документе, где необходимо разместить содержание и перейдите в меню "Вставка" -> "Оглавление и указатели" -> "Оглавление и указатели".

В открывшемся диалоговом окне установите соответствующие настройки:




На вкладке "Вид" очистите поле "Заголовок", установите опцию "Вид" как "Оглавление".



На вкладке "Элементы" находятся основные настройки. Строка "Структура" определяет, из каких компонентов будет состоять каждая строка содержания.
Настройки по умолчанию вполне подходят, но для более удобной навигации по PDF документу, строки содержания из текста необходимо превратить в ссылки на соответствующие им страницы.



Для этого поместите курсор в пространство перед первым элементом "Э#" и нажмите кнопку "Гиперссылка" - появится элемент "ГН" (Гиперссылка Начало). Нажмите кнопку "Все уровни" и установите параметр "Стиль символов" как "Ссылка указателя".



Далее поместите курсор в пространство после последнего элемента "№" и нажмите кнопку "Гиперссылка" - появится элемент "ГК" (Гиперссылка Конец). Нажмите кнопку "Все уровни" и установите параметр "Стиль символов" как "Ссылка указателя".



Нажмите кнопку "ОК" и содержание будет сгенерировано.
Если вы после этого внесёте изменения в документ, кликните правой кнопкой мыши по содержанию и выбирите из контекстного меню пункт "Обновить оглавление/указатель".

Создание PDF:




Справочник готов.
Можно экспортировать его в формат PDF - выбор меню "Файл" -> "Экспорт в PDF...", в появившемся диалоговом окне на вкладке "Общие" установите чекбокс "Экспортировать закладки".



На вкладке "Начальный вид" определите с какой страницы начинать просмотр PDF-документа и видимость панелей. При установках как на изабражении, PDF будет открыт на титульной странице и будет развёрнута панель закладок.
Если необходимо, защитите свой PDF паролем, установить который можно перейдя на вкладку "Безопасность".

Нажмём кнопку "Экспорт" и сохраним PDF файл.




Открыв его с помощью просмотрщика, можно видеть, что в панели закладок отражается экспортированная структура документа OpenOffice, также мы получили интерактивное содержание.

Кликнув на элементе содержания или выбрав пункт в дереве закладок можно легко перемещаться по всему документу.

Офисный пакет OpenOffice.org описан в разделе Работа с документами - программы для офиса.
Графические файлы для статьи созданы с использованием программы Photoscape, читайте подробно в разделе Работа с графикой - редакторы и просмотрщики изображений .
Для просмотра PDF использовался универсальный просмотрщик - Evince, информацию о котором вы найдёте на странице Работа с PDF документами - чтение и создание PDF .